РОБОПРАВО 

Исследовательский центр проблем регул­­ирования робототехники и искусственного ­­интеллекта

 

Восьмой закон о внесении изменений в Закон о дорожном движении от 16 июня 2017 г. 

Вестник федеральных законов, выпуск 2017 г., часть I, № 38 издано в Бонне 20 июня 2017 г.

Бундестаг с согласия федерального совета принял следующий закон:

Статья 1.Закон о дорожном движении в редакции согласно уведомлению от 5 марта 2003 г. (ВФЗ I, стр. 310, 919) с последними изменениями согласно статье 6, п. 1 закона от 11 июня 2017 г. («ВФЗ I, стр. 1607) изменяется следующим образом:

1.После § 1[§ 1 Допуск к эксплуатации*]  вставляются следующие §§ 1a, 1b и 1c:

* Здесь и далее в целях предоставления контекста к переводу внесенных дополнений прилагается перевод изменяемых положений или названий статей

 «§ 1aАвтомобили со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения

(1)Эксплуатация автомобиля посредством значительно или полностью автоматизированной функции вождения разрешается, если эта функция используется по назначению.

(2)Автомобилями со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения в смысле настоящего Закона считаются автомобили, имеющие техническое оснащение: 

  1. которое после активации может управлять автомобилем для выполнения задачи вождения, включая продольное и боковое управление;
  2. которое при значительно или полностью автоматизированном управлении автомобилем способно соблюдать правила дорожного движения, относящиеся к вождению; 
  3. которое может быть в любое время вручную перехвачено или деактивировано водителем автомобиля; 
  4. которое способно распознавать ситуации, когда управление автомобилем должно осуществляться самим водителем;
  5. которое может визуально, акустически, тактильно или иным образом уведомлять водителя о необходимости взять на себя управление автомобилем с достаточным запасом времени до момента передачи управления и
  6. которое сигнализирует об использовании, противоречащем справочному руководству. 

В справочном руководстве производитель такого автомобиля обязан указать, что автомобиль соответствует условиям, приведенным выше в данном параграфе. 

(3)Предыдущие пункты применяются только к автомобилям, допущенным к эксплуатации согласно пункту (1) § 1, 

[Автомобили и прицепы к ним, предназначенные для эксплуатации на дорогах общего пользования, должны быть допущены к эксплуатации компетентным органом (разрешительным органом). Допуск к эксплуатации производится по просьбе лица, правомочного на распоряжение автомобилем, при наличии разрешения на эксплуатацию, разового разрешения или сертификата соответствия ЕС путем присвоения официального номерного знака.] 

которые соответствуют требованиям, изложенным в предложении 1 пункта (2) данного параграфа, и значительно или полностью автоматизированные функции вождения которых: 

  1. описаны в международных нормах, применимых в сфере действия настоящего Закона, и соответствуют ему, или
  2. получили сертификат соответствия согласно статье 20 Директивы 2007/46/ЕС Европейского парламента и Совета от 5 сентября 2007 г., устанавливающей порядок выдачи сертификатов соответствия для автомобилей и автомобильных прицепов, а также систем, компонентов и отдельных технических единиц для таких транспортных средств (типовые правила) (ABI. L 263 от 9.10.2007 г., стр. 1).

(4)Водителем также считается лицо, которое активирует значительно или полностью автоматизированную функцию вождения, как это определено в пункте (2) данного параграфа, и использует его для управления автомобилем, даже если оно само не управляет автомобилем в рамках целевого применения этой функции. 

§ 1b. Права и обязанности водителя при использовании значительно или полностью автоматизированных функций вождения 

(1) Во время вождения автомобиля при помощи значительно или полностью автоматизированных функций вождения согласно § 1a водитель имеет право отвлекаться от ситуации на дороге и управления автомобилем; при этом он должен сохранять достаточную внимательность, чтобы в любое время начать выполнять свои обязанности согласно пункту (2) данного параграфа. 

(2)Водитель обязан немедленно взять на себя управление автомобилем:

  1. если значительно или полностью автоматизированная система предлагает ему сделать это, или
  2.  если он признает или должен признать на основании очевидных обстоятельств, что условия целевого применения значительно или полностью автоматизированных функций вождения больше не существуют. 

§ 1c. Оценка

После 2019 г. Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры проведет оценку применения положений статьи 1 настоящего Восьмого закона о внесении изменений в Закон о дорожном движении от 16 июня 2017 г. (ВФЗ I, стр. 1648) на научной основе. Федеральное правительство информирует Бундестаг Германии о результатах этой оценки.»

2.§ 6 изменяется следующим образом: 

a)В пункт (1) после подпункта 14 вставляется следующий подпункт 14a. 

[§ 6 Инструкции по выполнению (1) Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры уполномочено с согласия федерального совета принять правовые положения о следующем: 14. об ограничениях на остановку и парковку в пользу жителей городских районов со значительным недостатком мест для парковки и о создании возможностей парковки для инвалидов с исключительно ограниченными возможностями ходьбы, с двусторонней амелией или фокомелией или же сравнимыми функциональными ограничениями, а также для слепых, особенно в непосредственной близости от их жилья или места работы;]

 «14a. об установке и, с согласия правомочного на распоряжение лица, использовании систем автоматической парковки в диапазоне низких скоростей на стоянках, которые отделены от остальной части общедоступной дорожной зоны строительными или другими средствами и на которые можно попасть и выехать с них только посредством специальных въездов и выездов;».

b)После пункта (4) вставляется следующий пункт (4a): 

[§ 6 Инструкции по выполнению(4) Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры уполномочено постановлением, не требующим утверждения Федеральным советом, по согласованию с заинтересованными федеральными министерствами, в случае изменения или отмены постановлений по настоящему закону заменить ссылки на измененные или отмененные положения в законах и постановлениях ссылками на одинаковые по содержанию новые положения.] 

«(4a) Также могут быть установлены правовые положения на основе пунктов 1, 2 или 3 пункта (1) данного § 6 в той мере, в какой это необходимо для учета конкретных требований участия автомобилей со значительно или полностью автоматизированными функциями вождения в дорожном движении.» 

3.Пункт (1) § 12 изменяется следующим образом:

 [§ 12 Предельные суммы(1) Сторона, обязанная к возмещению, несет ответственность:] 

a)В подпункте 1 после слов «пять миллионов евро» точка с запятой заменяется запятой и вставляются следующие слова:«в случае ущерба, причиненного вследствие использования значительно или полностью автоматизированной функции вождения в соответствии с § 1а, только до общей суммы в десять миллионов евро;» 

[1. в случае смерти или травмирования одного или нескольких людей в ходе одного и того же события, только до общей суммы пять миллионов евро, в случае ущерба, причиненного вследствие использования значительно или полностью автоматизированной функции вождения в соответствии с § 1а, только до общей суммы в десять миллионов евро; при официальной платной перевозке пассажиров эта сумма для обязанного к возмещению владельца автомобиля или прицепа, перевозившего пассажиров, в случае смерти или травмирования более восьми человек увеличивается на 600 000 евро на каждого дополнительного погибшего или травмированного пассажира;]

b)В подпункте 2 точка заменяется запятой и после слова «евро» вставляются следующие слова:«в случае ущерба, причиненного вследствие использования значительно или полностью автоматизированной функции вождения в соответствии с § 1а, только до общей суммы в два миллиона евро.»

[2. в случае нанесения материального ущерба, в том числе если в ходе одного и того же события было повреждено несколько вещей, только до общей суммы в один миллион евро, в случае ущерба, причиненного вследствие использования значительно или полностью автоматизированной функции вождения в соответствии с § 1а, только до общей суммы в два миллиона евро.]

 4.Пункт (1) § 32 изменяется следующим образом: 

[§ 32 Целевое назначение реестра транспортных средств(1) Реестр транспортных средств ведется с целью хранения данных] 

a)В подпункте 6 слово «и» заменяется запятой.

 [6. для мер по осуществлению законодательства по обращению с подержанными автомобилями,] 

b)В подпункте 7 точка в конце удаляется и добавляется слово «и». 

[7. для мер по осуществлению налогового законодательства в отношении инфраструктуры и] 

c)Добавляется следующий подпункт 8:«8. для мер по выполнению обработки данных для автомобилей со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения в соответствии с настоящим Законом или в соответствии с правовыми положениями, основанными на этом Законе.» 

5.После раздела VI вставляется следующий раздел VIa:

«VIa. Обработка данных для автомобилей 

§ 63a.Обработка данных для автомобилей со значительно или полностью автоматизированной функцией вождения 

(1)Автомобили в соответствии с § 1а сохраняют данные о местоположении и времени, полученные спутниковой навигационной системой, когда происходит передача управления автомобилем от водителя к значительно или полностью автоматизированной системе или наоборот. Такое сохранение также производится, когда система предлагает водителю взять на себя управление автомобилем или происходит сбой в работе системы.

(2)Данные, сохраненные в соответствии с пунктом (1) данного параграфа, могут быть переданы органам, отвечающим согласно законодательству федеральной земли за наказание за нарушения правил дорожного движения, по их просьбе. Переданные данные могут храниться и использоваться этими органами. Объем передачи данных не должен превышать уровня, необходимого для целей определения пункта (1) в связи с проводимой этими органами процедурой контроля. При этом общие правила обработки персональных данных остаются в силе.

(3)Владелец автомобиля должен предпринять передачу данных, хранящихся в соответствии с пунктом (1) данного параграфа, третьим лицам, если: 

  1. данные необходимы для предъявления, удовлетворения или защиты от судебных исков в связи с событием, оговоренным в пункте (1) §7 и  
  2.  в этом событии участвовал соответствующий автомобиль с автоматизированной функцией вождения. Предложение 3 пункта (2) данного параграфа применяется соответственно.
[§ 7 Ответственность владельца, вождение с нарушением правил (1) Если при эксплуатации автомобиля или прицепа, предназначенного для транспортировки вместе автомобилем, имела место гибель человека, нанесение ущерба телу или здоровью человека или повреждение материального имущества, владелец обязан возместить пострадавшему нанесенный ущерб.]
[Объем передачи данных не должен превышать уровня, необходимого для целей определения пункта (1) в связи с проводимой этими органами процедурой контроля.] 

(4)Данные, хранящиеся в соответствии с пунктом (1) данного параграфа, должны быть удалены через шесть месяцев, если автомобиль не участвовал в событии, оговоренном в пункте (1) § 7 [см. выше]; в последнем случае данные должны быть удалены через три года.

(5)В связи с событием, оговоренным в пункте (1) § 7 [см. выше], данные, хранящиеся в соответствии с пунктом (1), могут быть переданы третьим лицам в анонимной форме для целей расследования дорожных происшествий.

§ 63b. Основные положения о полномочиях Федеральное министерство транспорта и цифровой инфраструктуры уполномочено по согласованию с лицом, ответственным за защиту данных и безопасность информации, принять к исполнению правовые положения § 63a о:1.техническом исполнении и расположении носителя данных, а также способе и порядке хранения в соответствии с § 63a, п. 1;2.адресатах обязательства по сохранению согласно § 63a, п. 1,3.мерах защиты сохраненных данных от несанкционированного доступа при продаже автомобиля.

  1. техническом исполнении и расположении носителя данных, а также способе и порядке хранения в соответствии с § 63a, п. 1;
  2. адресатах обязательства по сохранению согласно § 63a, п. 1, 
  3. мерах защиты сохраненных данных от несанкционированного доступа при продаже автомобиля.

Правовые положения согласно предложению 1 данного параграфа транспортировки вместе автомобилем, перед опубликованием доводятся до сведения Бундестага Германии. Вступление в силу Данный закон вступает в силу на следующий день после его опубликования. 

Статья 2 Настоящий закон утверждается этим документом. 

Он должен быть опубликован в Вестнике федеральных законов.

Берлин, 16 июня 2017 года Федеральный президент Штайнмайер (Steinmeier)

 Федеральный канцлер д-р Ангела Меркель (Angela Merkel)

Министр транспорта и цифровой инфраструктуры А. Добриндт (A. Dobrindt)